Category : Автоматизация ритейла | Sub Category : Qlik Posted on 2023-03-16 18:00:31
Baraka Market
– узбекская сеть розничных магазинов товаров народного потребления, которая
запустилась относительно недавно, в августе 2020 года.
Еще на этапе старта бизнеса в Baraka Market знали, что компания будет запускать большое количество торговых точек (за первые 2 года работы в Ташкенте было открыто 27 магазинов), а значит придется управлять значительным объемом данных: транзакции, товародвижение, финансы и пр. Именно поэтому перед открытием первого магазина в Baraka Market, наряду с учетной и кассовой системами, развернули платформу бизнес-аналитики Qlik, которая стала играть ключевую роль в поддержке управления сетью магазинов и принятия управленческих решений.
Выбор Qlik и старт проекта
Первоначальная команда
топ-менеджеров Baraka Market была хорошо знакома с несколькими BI-платформами, но приняла решение остановить
свой выбор на Qlik Sense в силу следующих факторов:
Также роль в выборе продукта сыграл и опытный партнер с большим портфелем решений по розничной аналитике, WinSolutions.
«Два первых аналитических приложения Qlik по продажам и чекам мы разработали еще до открытия первого магазина. Разработка, тестирование на тестовых данных и ввод приложений в промышленную эксплуатацию заняли два месяца. И на следующий день после открытия первого магазина в Ташкенте команда получила оперативные данные по продажам в виде интерактивной аналитики – это был совершенно новый опыт для нас всех», - рассказывает Сергей Милишкевич, руководитель отдела аналитики Baraka Market.
Аналитика склада и товародвижения
Складская аналитика – одна из ключевых в любой розничной
компании, в том числе и в Baraka Market.
«В первую очередь мы досконально отслеживаем оборачиваемость. Эта метрика показывает,
сколько раз в среднем реализуются запасы предприятия за определенный период. С
помощью Qlik мы оперативно отслеживаем, не превышает ли оборачиваемость
по магазину, товарной категории или конкретному артикулу нормативную и выделить
проблемные зоны для дальнейшей работы», - комментирует Сергей Милишкевич.
Аналитика оборачиваемости в Baraka Market
Кроме того, в компании также активно используется аналитика
нон-муверов, или товаров без движения. В этом отчете для категорийных
менеджеров представлена вся основная информация: оборачиваемость, запасы в днях
и в сумах, себестоимость, процент доступности в магазинах. После работы с этим
отчетом категорийные менеджеры принимают решения по товарам, которые были без
движения:
Аналитика оборачиваемости в Baraka Market
Кроме того, в компании также активно используется аналитика
нон-муверов, или товаров без движения. В этом отчете для категорийных
менеджеров представлена вся основная информация: оборачиваемость, запасы в днях
и в сумах, себестоимость, процент доступности в магазинах. После работы с этим
отчетом категорийные менеджеры принимают решения по товарам, которые были без
движения:
·
Добавлять в ближайшее промо и анализировать
оборачиваемость в промо,
·
Пересматривать цену закупки,
·
Выводить из ассортимента.
Динамика продаж
Также активно используется аналитика нагрузки по часам, которая показывает количество чеков в разрезе часов и помогает аналитикам видеть нагрузку как по торговым объектам, так по сотрудникам и по выбранным категориям товаров. Отчетом пользуется HR-отдел – на основе загрузки он формирует штатное расписание. Например, если в магазине высокий трафик вечером, но низкий в первой половине дня, то HR может поставить дополнительного кассира на вечернее время, а днем его не задействовать. Этот же отчет, но по отдельным категориям, направляется маркетингу для планирования и отслеживания результатов промо-кампаний по продвижению категории продуктов или конкретного SKU.
Аналитика нагрузки по часам
Кроме того, для анализа продаж (и не только) сотрудники Baraka Market активно
используют приложение «Конструктор отчетов», в которое загружены все измерения
и метрики, доступные для анализа. Иногда, преднастроенных приложений не хватает
и с помощью конструктора отдел аналитики или даже бизнес-пользователь может
открыть Конструктор отчетов и сформировать таблицу, которая поможет ответить на
бизнес-вопрос. Даже на большом объеме данных, например, при детализации по
чекам за два года работы, Qlik Sense
дает быстрый отклик.
Рассылки
С февраля 2021 года в Baraka Market также настроены автоматические рассылки регулярной аналитической отчетности – благодаря сервису Qlik NPrinting. Не всем сотрудникам нужна именно интерактивная отчетность для работы, поэтому рассылка готовых отчетов закрывает информационные потребности многих сотрудников, например, директоров магазинов. Сотрудники отдела аналитики прошли обучение инструменту и умеют самостоятельно настраивать нужные рассылки, задавать их периодичность и список адресатов. Это позволило ограничить численность отдела аналитики – за обеспечение всей компании оперативной аналитикой отвечают всего три сотрудника и Qlik.
Результаты и планы
«Мы начали работать с аналитикой Qlik с открытия первого магазина Baraka Market, и могу сказать, что это было очень дальновидное решение. Удобная и актуальная аналитика повышает прозрачность бизнеса в целом и каждого бизнес-решения, а для активно развивающего ритейл-стартапа такой подход был очень важен и помог поддержать активный рост сети. Спустя 2,5 года работы компании Qlik продолжает нам помогать в определении трендов роста и причин падения KPI, а значит – и быстро принимать управленческие решения по улучшению экономических показателей компании», - отмечает Сергей Милишкевич. В ближайших планах компании – интегрировать источник данных по картам лояльности и разработать более детализированную аналитику для категорийных менеджеров.
Посмотреть выступление Сергея Милишкевича на конференции “Qlik World Tashkent 2022”: https://www.youtube.com/watch?v=InahqzsUAeM