Category : Товар на полку | Sub Category : ПЛАНОГРАММА Posted on 2023-02-14 16:17:09
Мерчандайзинг - это не просто выкладка товаров. Под ним подразумевается ряд действий и средств, при помощи которых можно привлекать внимание человека и повлиять на его решение о покупке. Чем лучше работает ваш мерчандайзер, тем выше прибыль торговой точки.
О том, что можно предпринять для того, чтобы сделать мерчандайзинг максимально эффективным, рассказывают эксперты трейд-маркетингового агентства Планограмма.
Видеть полную картину полки и анализировать выкладку
Эффективность мерчандайзинга нельзя определить, просто наблюдая за полкой. Нужно проверять как ее состояние, так и итоги выполнения задач. Получается, что точные результаты мерчандайзинга можно получить только тогда, когда применяются разные метрики.
Например, вы можете провести анализ по категориям продукции. Доля каждой категории делится на долю площади, которую она занимает. Вы получите коэффициент отдачи. Результаты можно назвать позитивными, если этот показатель равен или близок к единице.
Можно попробовать и другой анализ - посчитать отдачу с 1 метра торгового оборудования. Для этого нужно провести АВС-анализ. По его результатам разделить товары на три группы, где А – это товары, приносящие 80% прибыли, В – 15% и С – 5%. По результатам вы сможете определить, какие товары нужно размещать на “золотых” полках.
Хороший способ выровнять показатели продаж, когда в «холодные» зоны ставятся товары группы А, а в «горячую»– группы С. Но при этом нужно помнить о правилах товарного соседства.
Оптимизировать мерчандайзинг
Чтобы мерчандайзинг приносил результат, нужно оптимизировать его работу. Речь не о сокращении расходов и поручении всех задач одному специалисту. В рамках данной разновидности маркетинга есть свои проблемные места, решение которых улучшает эффект.
Как мы совершаем покупки? Обычно, люди приходят в магазин за конкретными товарами. Импульсивные покупки совершают не более 20-30%. В задачу мерчандайзера входит поднять этот процент.
Выкладку нужно делать таким образом, что она привлекла внимание и провоцировала совершение покупки. Дополнительное внимание отводится продуктам, которые привлекают внимание сами по себе. Их стоит разместить в начале ряда или на торцах стеллажей.
Не забывайте о торговом соседстве. Продукты должны сочетаться или дополнять друг друга. Размещайте молочку с другой молочкой, а овощи с фруктами. Так вы избавите посетителя от бремени долгого поиска.
Описание: Товары из одной группы, расположенные в одном месте дают покупателю возможность потратить время на сравнение товара, а не его поиск.
Лучшее - враг хорошего. Используйте “золотые” полки рационально - каждая под конкретный продукт. Если же вы в погоне за продажами ухудшите покупательский опыт, то это повлияет на доход сильнее, чем уловки мерчандайзера.
Не старайтесь навязать покупателю неликвидный товар. Поднять продажи можно и за счет кросс-продаж. Интересные комбинации основных и дополнительных продуктов хорошо влияют на средний чек.
Описание: Яркий пример кросс-продаж: посуда (высокий чек), кухонные принадлежности и вспомогательные товары расположены рядом.
Самое главное - найдите хороших специалистов. Мерчандайзер отвечает за продвижение продукции определенных брендов. Ему нужно прилагать большие усилия, что его бренд продавался лучше конкурентов. В больших торговых залах эта задача многократно усложняется.
Простой выкладкой дело не обходится. Специалист должен проявлять свои навыки - аккуратности (правильно выложенный товар), контроля (отсутствие на складе излишков запаса (over-stock), отсутствие товара в зале (out-of-stock)), коммуникации (выстраивание отношений с категорийными менеджерами и другими штатными сотрудниками).
Чем лучше ваш специалист погрузится в дело, тем эффективнее будет его работа. Нужно выполнять задачи, проводить анализ происходящего на полке, получать своевременную реакцию на отчеты и заявления. Если же руководству не интересна работа специалиста, то уже через месяц расходы превысят доходы.
Материалы публикации предоставлены нашим партнером.
Агентство мерчандайзинга «ПЛАНОГРАММА»
+998 90 048 24 44
uz@plan-o-gram.com