BI-аналитика: настоящий must-have для ритейла. Узнайте какие задачи решают системы бизнес-анализа?

Category : technopeak retail consulting | Sub Category : BI-аналитика Posted on 2022-06-23 11:37:03


BI-аналитика: настоящий must-have для ритейла. Узнайте какие задачи решают системы бизнес-анализа?

Бизнес-аналитика направлена на быстрый просчет верных решений самых разных масштабов. Представляем вам очередную экспертную статью от technopeak retail consulting и нашего эксперта. Сергей Белостоцкий – эксперт направления развития систем бизнес-анализа, уже 10 лет внедряет Business Intelligence клиентам корпоративного сектора. Опыт проектов: Sephora, Tommy Hilfiger, Calvin Klein, LVMH, SPAR, Castorama, Yves Rocher, Papa Johns, 36.6. Он рассказал, какую пользу ритейлу сейчас могут принести технологии бизнес-анализа. BI – настоящий must-have для ритейла Если вы занимаетесь розничными продажами в средних или крупных масштабах, в 2022 году отсутствие у вас BI должно быть серьезным поводом задуматься, насколько эффективно построен ваш бизнес. Любой ритейл генерирует большие объемы данных, настоящую Big Data. BI – это как раз та платформа, которая позволяет с ней работать. Торговые компании используют подобные системы для самых разных задач: - Анализ продаж; - Работа с клиентской базой (анализ, сегментация, оценка и проработка лояльности покупателей); - Контроль результативности маркетинга; - Финансовый анализ; - Мониторинг конкурентов; - Проработка ассортимента (например, баскет-анализ, позволяющий увеличить средний чек путем корректировки товарной выкладки, или BCG анализ, который позволяет закупщикам тщательнее прорабатывать товарные группы); - Изучение рынка (в том числе небольших сегментов – например, на уровне микрорайона); - Повышение эффективности HR; - Управление рисками. По каждому из этих направлений BI-система будет собирать, сортировать и группировать различные данные, а результаты визуализировать на удобных дашбордах. Все необходимые для принятия решений отчёты будут собираться автоматически и с заданной периодичностью обновляться. Информация, обработанная BI-системой, чрезвычайно полезна и для принятия управленческих решений на самом высоком уровне. Поэтому в программе создаются специальные информационные панели директора, на которых выводятся все самые важные данные о работе организации.

Важный принцип грамотного внедрения BI – поэтапность За внедрением BI обычно обращается кто-то из руководства торговых сетей. То есть, проект инициирует непосредственно заинтересованное лицо, ищущее удобный способ получать какую-то важную информацию. Это с равной вероятностью может быть генеральный директор, коммерческий, финансовый, IT-директор или любой операционный руководитель. Важный принцип грамотного внедрения BI – поэтапность. Не надо сразу прорабатывать и вводить большой и неподъемный проект, включающий в себя все возможные виды аналитики. От этого никто не выиграет: процесс затянется, обучение пользователей усложнится, важные функции потеряются. Лучше работать поступательно, чтобы присутствие BI в компании расширялось постепенно. Таким образом, у клиентов уже на ранней стадии проекта появляется рабочий прототип, который не только приносит ощутимую пользу в принятии решений, но и позволяет бизнес-пользователям научиться работать с BI-системой, понять все её возможности. Обычно проще начать с самой важной для заказчика области применения, полностью ввести этот блок, а затем переключиться на следующие. Проекты могут насчитывать более 10 таких этапов – внедрение каждого из них занимает не так много времени и приносит пользу для своей группы пользователей. Что это за космический корабль, и как на нём летать
Внедрение проекта – это не только техническая работа по установке, доработке и настройке ПО, но и взращивание у клиентов соответствующих компетенций. Многим знакомы ситуации, когда в компании появляется какая-нибудь новая система, но пользователи не начинают в ней работать. Их можно понять, они привыкли всё делать, к примеру, в родном Excel. Люди боятся изучать что-то новое, и поэтому скорее будут всю жизнь заполнять таблички вручную, чем попробуют самостоятельно разобраться в новом ПО. Обучение делится на два этапа. Начинается всё с обзора продукта, когда клиенту рассказывают о системе, демонстрируют возможности и перспективы. В результате клиент перестаёт бояться системы, «зажигается» и начинать её понимать. Проект после этого начинает преображается, потому что будущие пользователи начинают транслировать свои нужды и задачи на возможности системы и рассказывают об этом специалистам-интеграторам. Людям часто необходим лишь маленький толчок, чтобы выйти за пределы своего табличного восприятия информации и понять, что если отчеты будут удобными и наглядными, то их может понадобиться гораздо меньше. После внедрения какого-либо из блоков BI проводится второй этап обучения, более подробный и конкретный. Оно направлено как на управленцев, представителей бизнеса, так и на сотрудников IT-отдела. Их учат, как менять существующие отчёты и создавать новые, как проводить исследование данных и искать ответы на свои вопросы, как формировать презентации для коллег и т.д. Важно, чтобы после обучения у пользователей не оставалось белых пятен и страха перед внедряемой программой. Чтобы разработать действенный план обучения, нужно уметь взглянуть на задачи и компетенции глазами клиента. Создание компетенций внутри компании важно не только для успешности конкретного проекта, но и для развития BI в целом. Если у нас хорошо получается обучить людей, то они обязательно придут к нам снова, потому что будут понимать, как работает бизнес-аналитика, и сами видеть новые способы её применения. Если человек научился работать с BI, он уже не откажется от этого инструмента. Предыдущий кризис Резкие изменения бизнес-ландшафта часто влияют на принятие решения по введению или модернизации BI. В 2020 году таким фактором стали коронавирусные ограничения, «укравшие» у ритейла многие недели работы. Из-за таких изменений простые сравнения отчетных периодов стали совершенно не показательными. Показатели за 2020 год бессмысленно сравнивать с показателями 2019 года, потому что часть этого времени магазины простаивали. Чтобы судить о каких-то тенденциях и предугадывать перспективы дальнейшего развития бизнеса, нужно уметь создавать гибкие отчеты, берущие в расчет только те периоды, когда розничным продажам ничего не препятствовало. Такие сравнения оказались особенно важны для рынка одежды. Ассортимент там меняется каждый сезон, и поэтому из данных о продажах можно делать выводы не только о качестве маркетинга, продаж и общего планирования, но и о том, как аудитория приняла конкретную коллекцию. BI позволяет таким компаниям определять, в каком направлении бренду лучше всего двигаться дальше. Что можно добавить Вдобавок к BI ритейлеры все чаще используют программных роботов (RPA). Они могут выполнять монотонные операции на компьютере вместо человека – например, собирать различные данные внутри компании или в интернете. RPA помогают решению задач конкурентного анализа, консолидации сложно собираемых данных или тестирования систем. Помимо этого крупный ритейл все чаще приходят к внедрению сложных ETL-систем (извлечение, трансформация и загрузка данных). Подобные отдельные инструменты востребованы, когда количество источников велико, а загрузка данных сложно организована. Если собираемых данных очень много, можно организовать отдельное специализированное хранилище данных (DWH), а в рамках собранных массивов данных дополнительно настроить продвинутую аналитику – различные варианты прогнозирования и моделирования. В целом, современные BI-системы уже обладают встроенными ETL-инструментами, системами хранения и визуализации данных. Готовы изменить ваш мир данных. Превратите ваши данные в понятную бизнесу информацию. Хотите увидеть BI в действии? Мы подберем решение специально для вашего бизнеса.

Перейти к оформлению заявки на консультацию.

Если у вас есть вопросы к экспертам technopeak retail consulting: Ольга Артюшкина, OVArtushkina@technopeak.com , 89112815098


Поиск
Uretail.uz в социальных сетях
Leave a Comment: