Дарксторы привлекают инвестиции

Category : E-commerce, интернет-магазины | Sub Category : Dark Store Posted on 2021-09-15 09:31:05


Дарксторы привлекают инвестиции

Аналитики изучили мировой рынок экспресс-доставки продуктов на примере крупнейших игроков в сегменте.

Венчурный фонд CM Ventures, который связывают с Mail.ru Group, проанализировал бизнес-модель четырех крупнейших операторов экспресс-доставки из дарксторов — Dmart, «Яндекс.Лавку», «Самокат» и Getir. Их совокупный оборот по итогам 2021 года может составить около $3 млрд, общее количество точек на текущий момент — более 2,2 тыс. Аналитики также использовали данные, собранные с помощью специальной платформы, около 100 компаний в сегменте и проинтервьюировали более 30 из них. С копией исследования ознакомился Inc. Russia.

По оценкам CM Ventures, сегмент дарксторов во всем мире находится в зачаточном состоянии и способен вместить как минимум двух крупных игроков в каждой стране. При самом благоприятном прогнозе общая выручка крупнейших компаний из числа дарксторов вряд ли превысит $5 млрд, считают аналитики, — это всего 0,05% от мирового рынка продуктового ретейла. При этом, заявляют в фонде, формат быстрой доставки развивается практически по всему миру, а активный рост в сегменте продлится около 10 лет.

Инвесторы воспринимают экспресс-доставку как бизнес-модель с недоказанной экономикой и ограниченным потенциалом развития, однако уже существуют свидетельствующие об обратном примеры, заявляют в CM Ventures. Так, показатель отрицательной EBITDA второй по выручке компании в сегменте Dmart вырос с -42% за первые шесть месяцев 2020 года до -28% за тот же период в 2021 году при семикратном росте выручки, с $63 млн до $450 млн, следует из их отчетности.

«Такая траектория указывает на то, что прибыльность будет развиваться вслед за фазой роста. На масштабирование до оборота в $1,2 млрд Dmart потребовалось около $440 млн инвестиций. Для сравнения, конкурирующая с ними Getir, скорее всего, потратила меньше средств, однако и развитие до тех же показателей заняло больше времени», — комментируют аналитики.

В 2021 году дарксторы начали активно привлекать внимание стартап-сообщества, например, успешные инвестраунды провели Gorillas, Dija, Flink и Jokr, говорится в исследовании. До этого момента инвесторы не так внимательно следили за сегментом, который развивается с 2015 года в основном за счет крупных игроков, в том числе госкорпораций.

Getir

Визионер сегмента «темных» магазинов из Турции, работает также и на рынке Великобритании. Среди ранних инвесторов — основатель «Яндекса» Аркадий Волож. Является непубличной компанией, ее стоимость, по оценкам СМИ, составляет $7,5 млрд. Других финансовых показателей исследователям найти не удалось, однако из разговоров с инвесторами они пришли к выводу, что до 2021 года Getir не привлекал значительных средств.


Dmart

Сеть дарксторов, принадлежит работающей в 50 странах мира службе доставки Delivery Hero, развивается с 2019 года. Как и у Getir, первые точки были открыты в Турции, на текущий момент контролирует до 40% рынка в этой стране. По состоянию на сегодня, пытается развиваться в 38 странах, в том числе и в Корее, под брендом Bmarts (до поглощения — Woowa). Для выхода в точку безубыточности каждый «темный» магазин Dmart должен обрабатывать более 400 заказов в день.

«Самокат»

Российский оператор дарксторов, развивается с 2018 года, основан Вячеславом Бочаровым и Родионом Шишковым, входит в совместное предприятие «Сбера» и Mail.ru Group «О2О Холдинг». Летом этого года основатели запустили отдельный проект — Buyk — для развития на рынке США. В интервью главному редактору издания The Bell Елизавете Осетинской Бочаров прокомментировал, что российским компаниям на этом рынке сложно развиваться из-за репутации страны и санкций. Поэтому было принято решение открыть отдельную компанию, в состав акционеров которой вошли фаундеры и текущие инвесторы через фонды, объяснил он: «Fort ross в том числе и CM Ventures от Mail.ru Group». В CM Ventures уточняют, что совокупные инвестиции в проект составили $46 млн.

Данные о прибыльности компания не раскрывает, однако в разговоре с Осетинской Вячеслав Бочаров утверждал, что «Самокат» может стать безубыточной за несколько месяцев в случае, если остановит экспансию. По его данным, постоянные пользователи тратят в сервисе около 30% от всех своих расходов на еду, при средней частотности восемь заказов в месяц.

«Яндекс.Лавка»

Входит в структуры «Яндекса», проект запущен в 2019 году. Кроме России, работает в Казахстане, а также в Израиле, Франции и Великобритании под вывеской Yango Deli. Ранее коммерческий и финансовый директор «Лавки» Максим Автухов заявлял, что рынки Парижа и Лондона в несколько раз больше Москвы и при высокой платежеспособности населения эти города до сих не поделены между крупными игроками. По его словам, «Яндекс» инвестирует в течение этого года в развитие собственных e-grocery-сервисов $500 млн.

Кроме перечисленных игроков, по модели доставки из дарксторов начинают работать и компании из смежных сегментов, в первую очередь агрегаторы доставки.

В США начал развивать свою сеть «темных» магазинов крупнейший агрегатор DoorDash, в Латинской Америке — оператор Rappi, чья выручка по итогам минувшего года превысила $2 млрд, в Испании — Glovo, в Эстонии — агрегатор такси Bolt. Аналитики CM Ventures выделили в отдельную группу и компании, которые уже привлекли на свое развитие не менее $100 млн, — это Gorillas, Flink, Jokr и Zapp. В последний блок исследования вошло еще 44 проекта, которые находятся в стадии предзапуска или пилотного тестирования бизнес-модели, общая сумма инвестиций в них составила $173,2 млн.

Поиск
Uretail.uz в социальных сетях
Leave a Comment: