Видеоаналитика vs кассиры: как воруют на кассах в супермаркетах Узбекистана

Category : Производители | Sub Category : ИТ-компаний CSI и Soft Business Group Posted on 2023-10-03 09:50:07


Видеоаналитика vs кассиры: как воруют на кассах в супермаркетах Узбекистана

Видеоаналитика vs кассиры: как воруют на кассах в супермаркетах Узбекистана

Последние несколько лет в ритейле Узбекистана происходят серьезные изменения. В страну приходят крупные игроки и начинают стремительно развивать свои сети. bi1 открыл 24 магазина за год, на рынок вышел премиальный galmart, «Магнит» планирует расширить сеть MCosmetic до 80 магазинов. В результате конкуренция среди торговых сетей становится все выше, а для владельцев точек усложняются правила игры. Уровень подготовки персонала, кассовая дисциплина, высокое качество обслуживания покупателей — теперь это основы бизнеса. 


По мнению местных и международных экспертов, в ближайшее время розничная торговля в Узбекистане вступит в «золотой век». Ритейлеры считают, что доля супермаркетов вырастет как минимум в три раза за пять лет. 

Важность кассовой дисциплины

Хорошо, когда кассиры ведут себя корректно: не ошибаются, не обманывают, не воруют. К сожалению, статистика утверждает, что 10% будут воровать всегда, 80% будут воровать, если в коллективе это принято, и не будут — если не принято. Лишь 10% не будут воровать ни при каких условиях. 


Чтобы поддерживать дисциплину кассиров, за ними необходимо следить, анализировать их поведение и принимать меры. Но камер в этом случае недостаточно. Во-первых, заметить нарушения, не имея кассовый чек, практически невозможно, а во-вторых, видео нужно просматривать ежедневно и в огромных количествах. Только так можно увидеть систематические нарушения. Одному человеку (или даже нескольким) сделать это нереально, а огромный штат аналитиков обойдется ритейлеру очень дорого. 


Здесь на помощь приходят программные решения, которые сокращают ручную работу специалистов, автоматически собирая подозрительные действия. Такие решения называют системами контроля кассовых операций (СККО). При их использовании время на обнаружение инцидентов сокращается, ресурсы высвобождаются для более сложных задач. Отсмотром потенциальных случаев мошенничества и воровства может заниматься уже не целый штат, а 1-2 специалиста примерно на 30 касс. Ниже рассмотрим подробнее, как работает такой класс решений.


Специалисты ИТ-компаний CSI и Soft Business Group, занимающиеся автоматизацией торговых и бизнес-процессов, с помощью СККО Set Prisma проанализировали типичные кассовые нарушения в крупных торговых сетях Узбекистана и рассказали о самых частых сценариях воровства и потерь на кассах. 

Аналитика видео и кассовых операций в крупных узбекистанских торговых сетях 


Специалисты провели аналитику инцидентов в двух известных торговых сетях. Обе работают в формате «магазин у дома» и вместе насчитывают почти 300 магазинов по всему Ташкенту. В магазинах уже было установлено видеонаблюдение, но для ежедневного просмотра не хватало ресурсов.  


Какие нарушения кассиров вскрылись с СККО 


В топ-5 самых частых инцидентов вошли:


  1. Передача товара мимо кассы без сканирования. Кассиры делают вид, что товар просканирован, хотя это не так. По сути, они передают покупателю его бесплатно. Иногда товар не попадает в чек из-за того, что кассир не замечает или игнорирует служебные сообщения кассы. 



На скриншоте видно, что в руках кассира белая пачка сливочного масла, которую просканировали, но в чек не добавили. Покупатель забрал ее без оплаты.


  1. Аннулирование чека. Кассир отпускает покупателя, не дожидаясь, пока пройдет оплата безналичным расчетом. Покупатель уходит с товаром, но без чека. Оплата не проходит, а кассир аннулирует чек. В магазине образуется недостача товара. 


Последняя операция в чеке говорит о том, что он аннулирован. Еще одно нарушение обозначено выше — «изменение количества товара». 


  1. Неправильный вес. Кассиры ошибаются, когда вводят вручную код весового товара. Образуется пересортица и недостача, а покупатель уходит не с тем товаром, который оплатил. Иногда кассиры специально уменьшают вес товара в сговоре с покупателем.



Здесь кассир пробил 88 грамм лука (лежит на весах), но визуально вес товара 800-900 грамм.



В этом магазине кассир изменила количество товара. Она пробила 1,6 кг картофеля весом помидоров (600 гр).


  1. Обсчеты. Кассиры обсчитывают покупателя по невнимательности и потому что отвлекаются на разговоры. А еще иногда сотрудники обсчитывают при сканировании товаров в групповых упаковках.



Кассир пробивает в чек упаковку йогуртов из 6 штук, а по факту отдает упаковку с 4 штуками. 


  1. Ошибки при отменах. Кассиры неправильно отменяют ошибочно пробитые товары в чеке. 


Здесь кассир пробил 2 позиции «мороженое», затем отменил их. Однако одно мороженое осталось в руке у ребенка. Покупательница не заплатила за него — в магазине образовалась недостача.


Кроме того, в отчетах были и другие нарушения, например, с программой лояльности. 


При расчете с покупателем кассир применяла личную дисконтную карту и присваивала положенные клиенту бонусы. Всего кассир применила свою карту 25 раз за 5 дней.


Программа выявила, что кассир применяет свою карту, чтобы присвоить бонусы.

Считаем потери


Систематические ошибки и воровство на кассе выливаются в большие финансовые потери для магазина. Попробуем посчитать на примере торговой сети с 20 кассами.


Прямой ущерб. В месяц на один проанализированный магазин в среднем приходится 37 нарушений. Средняя сумма прямого ущерба составляет около 1,5 млн сум. 


Сложим прямые убытки за 12 месяцев и увидим, что 1 магазин за год теряет 18 млн сум прямого ущерба. Умножим на 20 магазинов — получим 360 млн сум в год. 


Непрямой ущерб. Если говорить о непрямом ущербе (отток покупателей из магазинов, где их обманывают) — здесь суммы для ритейлеров будут больше. 


Предположим, ежемесячно в 1 магазин сети перестает ходить 3 покупателя. Средняя потребительская корзина каждого — 2,2 млн сум. Получается, ущерб в месяц — 6,6 млн сум. 


Если отток продолжится и магазин лишится около 36 постоянных покупателей, то к концу года потери составят уже 79 млн сум. И это ущерб только одного магазина торговой сети в месяц. Если же тенденция будет наблюдаться во всех 20 магазинах сети, это уже 1,58 млрд сум в месяц.


Вывод. По усредненным данным, при внедрении СККО во все магазины сети окупаемость проекта достигается уже через 6 месяцев.

Как бороться с кассовыми нарушениями


Рассмотрим подробнее принцип работы СККО. Она собирает данные из кассовой системы и систем видеонаблюдения. Оператор работает в одном интерфейсе, где синхронизируется вся информация.

После того, как программа отобрала все подозрительные операции, аналитик отсматривает конкретный момент, связанный с событием в чеке, — например, аннулирование позиции. Это пример простого фильтра, но бывают и более сложные, с несколькими условиями. 


Также в СККО можно использовать правила, которые отмечают только подходящие инциденты. Например, после настройки аналитик может просмотреть все случаи аннулирования чеков с каким-либо товаром за конкретный день. 


Еще один плюс СККО: аналитики могут настраивать фильтры для специфичных нарушений, которые встречаются в конкретном магазине. Всеми правилами можно пользоваться сразу и тут же фиксировать нарушения. В итоге программа помогает оперативно проводить работу с кассирами и пресекать новые возможные нарушения. 


В системе Set Prisma, которую рассмотрели выше в качестве примера, есть классификатор на 100 типов нарушений, 22 базовых правила для выявления самых частых инцидентов и конструктор для создания любого количества собственных. Например, можно отфильтровать все случаи частого применения одной и той же дисконтной карты, случаи с подозрительно малым весом товара и другие инциденты. 



Компания CSI:

Телефон: (+7) 800 333−22−51
E-mail: e-commerce@crystals.ru
 

Сертифицированный партнёр CSI — Soft Business Group Узбекистан:

Телефон: (+998) 97−765−25−52 (есть Telegram)
E-mail: anvar.hamrakulov@gmail.com


Поиск
Uretail.uz в социальных сетях
Leave a Comment: